блоггинг, в кадре, интересные люди, саморазвиваюсь

Big Magic: про креативность, творческие муки и как чувствовать себя уверенно в том, что делаешь.

У меня есть такой длинный список, куда я заношу все, что интересно прочитать. Какие-то книги из этого списка я прочитываю сразу, до каких-то не добираюсь месяцами и даже годами. Книга Big Magic (или по-русски «Большое волшебство») от Элизабет Гилберт созревала в моем списке неприлично долго и прочитала я ее почти случайно: она была свободна в библиотеке, пока я ждала очереди на другие «бестселлеры».

Как же вовремя мне эта книга попалась! Как раз, когда я пребывала в очередном творческом кризисе: я задумала писать книгу про свою историю переезда на Бали, написала несколько глав, а потом не смогла продолжить: мне казалось, книга выходит какой-то сумбурной и неинтересной, без какой-то «великой идеи» ради которой стоило продолжать писать. Типичные страхи творческого человека, когда еще не доделал дело, а внутренний перфекционизм уже заранее решил, что ничего у тебя не получится и что, кто ты вообще такой, что думаешь, что осилишь написать Настоящую Книгу.

И вот обо всем этом и многом другом, с чем мы сталкиваемся, когда занимаемся каким-то творческим делом или пробуем себя в чем-то новом, и пишет Элизабет Гилберт в своей книге. Эта книга вроде дружеского похлопывания по плечу от человека, который все прошел и говорит тебе, давай, ты тоже можешь, просто иди вперед. Причем не просто говорит идти вперед, а еще и объясняет как и почему это надо делать, как правильно относиться к своему творчеству, чтобы оно не было обузой и расстройством, как справляться со сложностями и неудачами, как не сдаваться, когда кажется, что ничего не получается.

Так что если вопросы творчества и творческих мук, поиска в себе креативности или разрешения себе попробовать какое-то новое творческое дело (или может быть не попробовать, а как раз довести до разумного конца) вас интересуют, то эта книга для вас. В этой статье я решила поделиться несколькими мыслями из Большого волшебства, которые откликнулись во мне больше всего. Чтения книги это не заменяет, так как это не пересказ книги, а те несколько идей, что были наиболее актуальные для меня.

Что такое творчество?

Когда мы говорим про творчество или креативных людей, мы представляем себе великих музыкантов, талантливых художников или известных режиссеров. Для нас творчество = серьезный подход и особенный талант. Поэтому большинство людей считает, что у них нет права считать свои хобби или увлечения _настоящим_ творчеством, а себя творческим человеком. Вдобавок к этому есть люди, которые может и хотели бы что-то такое попробовать, но они заранее решили, что они нетворческие и таланта у них нет, поэтому нет смысла даже пробовать.

Креативность, творчество могут существовать в любом проявлении. Нет никакого такого стандарта, по которому кто-то достоин, а кто-то недостоин считаться творческим человеком. Творчество не про великие дела и пьедестал мастер, оно про самовыражение. Если у вас есть желание как-то самовыражаться — как бы несерьезно это не выглядело для вас самих или для кого-то еще — то самовыражайтесь и смело считайте это вашим творчеством! Право на творчество и самовыражение есть у каждого из нас, это право дано нам от рождения, абсолютно всем нам.

Fear & Creativity

Очень большую часть книги Элизабет Гилберт говорит про наши страхи, которые мешают нам пробовать новое. Страхи, которые не дают нам закончить то, что мы начали. Страхи, которые не дают двигаться по своему творческом пути. Это страхи/неуверенности/сомнения, возникающие у нас по разным причинам, но они все про то, что мы чего-то боимся. Боимся, что не получится хорошо. Боимся, что недостойны пробовать. Боимся, что нас будут обсуждать. Боимся, что у нас не достаточно таланта. Боимся, что безрезультатно потратим время. Боимся, что уже слишком поздно, чтобы начинать с нуля в какой-то области. Боимся, что никому это не понравится.

Элизабет говорит о том, что смелый человек — это не тот, кто лишен страха. И не тот, который смог избавиться от страха. Смелый человек — это то, кто научился договариваться со своими страхами, договариваться, что сегодня страху не место у руля и что больше ваш страх не принимает решение за вас и за вашу жизнь. Элизабет приводит свой пример, что она с каждым своим страхом как-будто разговаривает: дорогой страх, сегодня я хочу сделать то-то и то-то, я знаю, что ты там у меня боишься, но пожалуйста, посиди спокойно и не мешай мне сегодня. Потому что жизнь вопреки страхам гораздо ярче и интереснее.

Важно: никогда не надо бояться, что что-то уже поздно пробовать. Есть так много примеров, когда люди даже в пожилом возрасте делают что-то совершенно новое. Примеры не из книги, а лично от меня: Есть 60-летняя бабуля, которая освоила скейт и рампу. Есть другая 80-летняя бабуля, которая научилась пользоваться компьютером и вести блог. Есть 55-летние бизнесмены, которые начали с нуля полностью в новой для них сфере. Есть масса примеров, когда люди начинают что-то «слишком поздно». Так что пусть идея, о слишком поздно никогда вас не останавливает.

Самый большой страх в творчестве, который блокирует все начинания — это страх заранее поставленной высокой планки: да все равно я не стану великим в этой области, зачем даже пытаться? да кто я такая, чтобы лезть в эту область, я ведь об этом ничего не знаю? А если получится плохо и все меня осудят / закритикуют / засмеют? Хотя в реальности это все неважно. Важно помнить о том, что творчество приносит радость и удовольствие. Ради этого и нужно им заниматься, а не «запугивая» себя сразу высокими стандартами.

Очень многие люди живут так, будто им нужно разрешение или одобрение свыше, чтобы попробовать себя в творчестве или в каком-то новом для них увлечении. Если вы из таких, то считайте, что такое разрешение вам уже дали. Пробуйте! Начинайте! Прямо сейчас. Вам не нужно никакое разрешение. Мы живем один раз, глупо тратить время на страхи и сомнения. Забудьте обо всем — вы можете и должны попробовать. У вас есть право хотя бы попробовать! Потому что жизнь может быть гораздо более интересной и приносящей больше удовольствия.

Curiosity over Passion

Как часто вы слышали совет «просто следуй за мечтой»? Полагаю что не раз. Я сама грешу тем, что в порыве ажиотажа даю такой совет своим друзьям. Мол, просто пойми, что тебе нравится делать и пускай это будет делом всей твоей жизни.

Но правда в том, что не все знают, что является их мечтой или страстью (passion). Не все знают, чем бы они таким хотели заниматься, чтобы это стало делом их жизни.

Вместо идеи следования за страстью и мечтой, для тех в принципе не понимает, что является его страстью или мечтой, Гилберт предлагает более «безопасное» решение: следуй за своим любопытством (curiosity).

Она говорит о том, что ты можешь не иметь какой-то большой мечты или страсти, но наверняка если ты понаблюдаешь за собой неделю-другую, ты заметишь, что есть вещи, которые тебе интересны, к которым тебя тянет. Попробуй что-то поделать в этой области. Не обязательно делать из этого «дело всей жизни», не обязательно все свободное время строить вокруг этого интереса. Можно просто немного попробовать двигаться в этом направлении не ставя каких-то конкретных целей и не строя ожиданий. Пускай это будет маленьким хобби. Постепенно увлекшись этим делом — даже временно — ты обнаружишь какие-то другие пограничные интересы, поймешь, что приносит тебе истинное удовольствие и от чего глаза горят. Так ты возможно однажды подберешься к тому, что ты хочешь делать со своей жизнью — в творческом плане или в любом другом. А если не подберешься, то просто продолжай заниматься тем, что цепляет твое любопытство в данный конкретный момент и приносит удовольствие.

жить значит творить

Серьезный подход к творчеству?

Мы слишком серьезно относимся к любому своему творчество. Настолько иногда серьезно, что боимся пробовать, боимся продолжать, боимся завершать. Сколько раз я думала о том, чтобы бросить написание своей книги в самом начале пути! Ведь мне уже сейчас кажется, «что ничего умного не получится».

Главная задача творчества — это возможность получать удовольствие от процесса и возможность самовыражаться. Все! У нас нет задачи стать великим, у вас нет задачи стать лучше всех, у вас нет задачи сделать что-то оригинальное. Просто делайте, если получаете удовольствие от процесса. Мы всегда считаем, что заниматься чем-то стоит только если мы станем в этой области профис. А иначе, зачем вообще время терять. Не самом деле заниматься чем-то можно просто потому, что вам нравится этим заниматься. А любое занятие, не отягощенное страхами не достичь великих целей, приносит гораздо больше удовольствия.

Важно не ставить себе целей написать «великую книгу, чтобы помочь людям», снять фильм-бестселлер или написать очередной музыкальный хит. Не надо заниматься творчеством для «высоких» целей, надо заниматься творчеством «для себя». Например, про написание книги Гилберт советует: фокусируйся на удовольствием от процесса. Есть он есть — пиши книгу просто ради него. Пиши ради себя. Если ты вложишь душу и силы, возможно получится что-то такое, что найдет отклик в душах других людей.

Самый главный убийца творческого процесса — это перфекционизм. Перфекционизм убил больше начинаний, чем реальная критика готового результата. Есть люди, которые гордятся тем, что они такие перфекционисты. Но перфекционзим в творчестве — это всего лишь страх того, что «я недостаточно хорош» и поэтому надо бесконечно улучшать и улучшать и улучшать, иногда так и не доводя проект до конца — ведь он не получился достаточно хорошим.

Не будьте перфекционистом и помните о том, что лучшее — это враг хорошего. Потому что «лучшее» чаще всего просто никогда не увидит свет: ваш страх того, что это «недостаточно хорошо» так и не позволит вам довести дело до конца. А в случае со многими людьми их перфекционизм им не позволяет даже попробовать себя в какой-то области.

Учитесь реализовывать проекты и творческие задумки даже если вам кажется, что они недостаточно хороши. Это часть творческого процесса. Если они действительно окажутся не очень хорошо, просто «отряхнитесь» и приступайте к следующему проекту. Пока однажды не получится что-то действительно хорошее.

Originality vs Authenticity

Be authentic, not unique / It might have been done before, but it hasn’t been done by you!

Знаете, что еще нас пугаете в творчестве? Это боязнь быть никем. Боязнь не создать что-то новое и значительное. Боязнь не создать что-то оригинальное и лучше других. Боязнь просто повторить то, что уже сделано до нас.

Нет ничего плохого в том, чтобы повторять. Если надо, повторяй, копируй и имитируй. Но делай это для того, чтобы учиться, чтобы перепробовав разное, обнаружить однажды свой стиль. Имитируя, всегда делай это исходя из того, кто ты есть. Копируя ты можешь не создавать что-то оригинальное, но твоя задача быть аутентичным. Быть собой. Копируй идеи, а не принципы и цели. Цели и принципы должны быть твоими.

У Гилберт есть хорошая формула про имитирование: Everybody imitates before they can innovate. Каждый творческий человек копирует других мастеров, потому что только так он обнаружит свой подход и научится создавать что-то в своем стиле.

(На эту тему копирования есть еще одна классная книжка «Кради как художник»)

Успех, неудачи и критика.

Мы никак не можем осознать то, что творчество в первую очередь должно быть источником радости и счастья, а не постоянной погоней за успехом и самоуничижением от неудач и критики.

В книге Гилберт говорит о том, как относиться к успеху и как воспринимать неудачи, как реагировать на критику и как научиться просто продолжать делать то, что ты делаешь, без оглядки на эти три вещи.

Вот некоторые из ее идей:

Хочешь творчества? Научись принимать мучительный процесс неудач, отказов, критики и поиска своей оригинальности. Нет способа заниматься творчеством и избежать всех этих моментов. Они часть процесса и часть пути, их надо научиться принимать спокойно и просто продолжать действовать дальше. Если вы ждете только приятную сторону от творчества, без сложной, то лучше сразу бросить вашу творчесткую затею :) Так не бывает.

Вам кажется, что вы так много всего делаете, а успех не приходит или что у вас нет тех возможностей, которые есть у кого-то еще? Кончайте жаловаться и просто делайте то, что делаете. Творчество — это процесс, а не результат. А успех совершенно не гарантирован абсолютно каждому творческому человеку. Если вы здесь исключительно ради успеха, то вы на неправильном пути. Будьте здесь ради процесса и того кайфа, который вы получаете от процесса независимо от всего остального.

Мы все боимся критики и того, что кто-то заметит, что мы недостаточно хорошо что-то делаем. Секрет в том, что большую часть времени люди думают исключительно о самих себе. И да, в минуту нашей славы или нашего большого провала на нас могут обратить внимание и например поругать и покритиковать, но это будет временный момент. Скорее всего критикующий уже через какое-то короткое время о нас забудет и вернется к мыслям о себе самом. А мы неделями продолжаем мучиться и переживать, что якобы кто-то про нас еще думает. Они уже забыли или перешли к следующей «жертве» :-)

Находишься в творческом тупике или в сомнениях? Просто продолжай творить, напоминай себе, что пока ты что-то делаешь, ты профессионально растешь, фокусируйся на процессе. Сомнения приходят и уходят, это как чернобелые полосы. Если на них не зацикливаться, они со временем сами пройдут. Вспомни сейчас какие-то моменты из прошлого, когда ты был ни в чем не уверен и хотелось все бросить, а потом все взяло и само сложилось. Так жизнь и работает. Просто продолжай двигаться в каком-то направлении.

Иногда творческий тупик — это призыв немного отдохнуть и отвлечься от дела, в котором вы «застряли». Не считайте это прокрастинацией, иногда вам требуется полностью отказаться от деятельности и отвлечься на что-то совершенно другое, несвязанное, так чтобы вы снова заскучали по своей делу или подпитались новыми идеями и неожиданных мест и областей. Опять же — это часть процесса.

Неудачи. Мы все ищем такой формат творческой деятельности, где не будет неудач, где не будет трудностей, где не будет падений. Но так не бывает. Сразу же примите это факт, что творчество невозможно без всех этих моментов. Что делать с неудачами? Воспринимать их как часть учебного процесса, часть творческого поиска, часть профессионального становления. Из неудач нужно извлекать уроки и сразу же двигаться дальше, переходить к новому проекту. Не ругать себя, не изводить себя, не опускать руки, а благодарить неудачу за жизненный урок, отпускать ее дальше и продолжать двигаться в новом направлении или над новой идеей.

Что делать если идеи приходят и уходят, но ничего из них не выклевывается? Это нормально, что идеи появляются и пропадают. Вам не надо пытаться реализовывать каждую идею, которая постучалась в вашу дверь. Когда она ваша, вы это и так поймете и почувствуете, поэтому когда вы знаете, что это не совсем ваше — отпускайте идею без сожаления. Оставляйте место для новых идей. Но если ваша идея «пришла», не теряйте время и не тяните, реализуйте ее, иначе улетит! Но если вдруг что-то упустили или кто-то реализовал вашу идею, не сожалейте и не переживайте за это, значит оно было не ваше или значит было не время. Откройте глаза и ищите новые идеи.

Reconsider your definition of success

Как достичь успеха? Просто продолжать и продолжать и продолжать до тех пор, пока он не придет. Устали продолжать и продолжать? Не видя успеха? Тогда бросьте это и займитесь чем-то еще. Если через какое-то время вы заскучаете по своей творческой деятельности, вернитесь к ней и просто продолжайте и продолжайте это делать, не ожидая успеха.

Нет никакой секретной таблетки, проглотив которую, можно достичь успеха. Успех складывается из удачи, таланта и постоянная работа. Первые две вещи не зависят от нас совершенно, мы никак не можем на них повлиять. Удача приходит к тем или иным людям случайно. Талант (точнее его масштаб) достался нам тоже случайно еще при рождении. Единственное над чем мы властны — это над самодисциплиной постоянно работать и заниматься тем, что является нашим выбранным хобби. Работать, совершенствоваться, расти профессионально и надеяться, что однажды нас посетит фортуна удачи.

Про удачу у Гилберт очень клевая история. Она говорит о том, что удачу надо представлять себе как такую старенькую выжившую из ума веселую бабульку, которая владеет огромным состоянием и каждый день решает, с кем она этим состоянием поделиться. Бабулька непостоянно и взбалмошна в своих желаниях, иногда она отдает большой кусок своего состояния случайному прохожему, при этом лишая тех, кто всю жизнь посвятил этой бабуле. Иногда она решает одарить состоянием случайного шарлатана, обходя при этом по-настоящему честных и талантливых людей. А иногда все ровно наоборот. Угадать логику бабули невозможно, повлиять на нее тоже. Поэтому нет смысла жить ожиданием или вечной обидой на бабулю-удачу: она сама не знает, когда пожалует завтра, чего уж обижаться на сумасшедшую бабульку.

Про творчество Элизабет Гилберт

Творчество — должно быть хобби, а не профессией?

У Элизабет Гилберт совершенно неожиданный взгляд на то, нужно ли стремиться к тому, чтобы творчество стало вашей профессией. Сейчас много говорят о том, что надо следовать за мечтой и со временем это увлечение монетизировать и зарабатывать на нем на жизнь.

Лиз говорит о том, что далеко не у всех творческих людей есть шанс быть счастливыми в творчестве с профессиональной точки зрения, то есть с той точки зрения, когда тебе за твое творчество платят деньги. И стремиться к тому, чтобы сделать из хобби работу — это иногда провальный путь.

Когда ваше увлечение становится профессией вы сталкиваетесь с рядом вещей, которые могут заставить вас ненавидеть это дело. Например, когда вы пишите тексты для себя (скажем, для своего блога) вы можете писать о чем угодно и как угодно. Когда вы пишите книги для издательства, ваши книги будут хотеть корректировать, от вас могут ждать кокнретных тем, вам придется иметь дело с вещами, которые вам изначально не интересны: встречи с читателям, бук туры, реклама и прочее. Оставаясь на стороне хобби, вы можете не делать то, чего делать не хочется. Переходят на сторону профессии, вы гораздо чаще будете вынуждены делать что-то, что вам не нравится.

Плюс шансы действительно преуспеть есть не у каждого человека. А вот возможность совмещать обычную работу с хобби, которое дает радость и отдушину — это есть у всех. Поэтому не надо обязательно ставить себе целей сделать из вашего хобби что-то серьезное. Просто наслаждайтесь процессом и дайте реальности самой вести вас туда, куда она заведет. Не строя каких-то слишком серьезных ожиданий.

Нет времени или возможностей для творчества?

Интересного, сколько человек отложили в сторону свою мечту / хобби / увлечение / интересы, просто потому что у них нет на это времени или нет денег или возможностей.

У вас всегда найдется время на что-то, на что вы решите находить время. Гилберт приводит забавный пример о том, что надо воспринимать ваше хобби как интрижку на стороне. Если вы подумаете о людях, у которых интрижка на стороне, вы с удивлением обнаружите, что самые опытные из них умудряются жонглировать семьей, работой и интрижкой — назависимо от того, насколько плотное у них расписание. Они всегда находят время на предмет своей интрижки, будет то пятнадцатиминутное свидание на лестнице или необходимость поздно возращаться домой или вставать раньше на работу. Даже в самом суматошном своем расписании они будут выкрадывать радостные минуты на встречу со своей любовью.

Пускай ваше творчество будет для вас такой же любовной интрижкой на стороне. Создайте вокруг своего хобби романтику, нарядитесь и сделайте ради нового проекта прическу. Сбегите в отель на выходные чтобы писать книгу в секрете от всех остальных. Выкрадывайте 15 минут тут и там на краткое свидание со своей творческой страстью, несмотря на бытовые дела, семью и работу. Всегда находите для своего творчество время.


Читать книгу Big Magic / Большое Волшебство от Элизабет Гилберт:

На английском:

бумажная и электронная книга на Амазоне | аудиокнига

На русском:

бумажная на лабиринте: | электронная на литресепо подписке на букмейте

Это интересно