блоггинг, в кадре, полезно знать

Как сделать свой подкаст. Подробная инструкция для начинающих подкастеров.

Создать и вести свой подкаст (хотя бы на базовом любительском уровне) не так сложно технически, как может показаться на первый взгляд. Для записи аудио и публикации подкастов нужен только микрофон, причем достаточно хорошего, и программа для монтажа аудио (есть бесплатные). Для совсем любительского варианта сейчас даже появились приложения в телефон, внутри которых можно записать, смонтировать и опубликовать подкаст. Проще не придумаешь :-) О технической стороне записи подкаста я подробно расскажу ниже. 

UPD. С момента выхода этой статьи у меня появилось много новой информации, которую я подробно рассказываю в видеокурсе по созданию и ведению подкаста. Там мы разбираем широкий круг вопросов: удаленная запись, как работать с гостями, как настраивать микрофоны, как избежать разных ошибок при записи, как монтировать и разное другое. Плюс я расскажу, на что я записываю сейчас, как монтирую и где публикую свои подкасты.

Курс состоит из 90 подробных видеоуроков на все возможные темы и идеально подходит для тех, кто не хочет искать информацию в интернете по частям, а хочет сэкономить себе время и найти ответы на все вопросы в одном месте. Переходите по ссылке, чтобы узнать подробности.

Микрофоны

Начнем с главного, чем совсем дешевый микрофон отличается от среднего? Тем, как звучит аудио. У более дорогого –  звук более чистый и более объемный. У совсем дешевого звук более “плоский” иногда звучит немного металлически. Также некоторые хорошие микрофоны убирают фоновые шумы и этим упрощают последующую обработку аудио. (Правда, не стоит строить иллюзии, что дорогой микрофон не потребует последующей обработки и монтажа :-)

Цены на приличные микрофоны для подкастинга начинаются от 50$ и достигают 400$, но покупать самый дорогой микрофон смысла нет. Приличный микрофон можно купить в пределах 100$.

Микрофоны отличаются тем, как они подключаются к записывающему устройству. Самый простой и удобный вариант – это USB-микрофоны, которые подключаются напрямую к компьютеру. Популярные микрофоны такого плана: SAMSON Q2U (60$), AUDIO-TECHNICA ART 2100 (70$), BLUE YETI (100$), RODE NT-USB (170$). Пример микрофона Samson на картинке выше. Что интересно, все выше указанные микрофоны, несмотря на разницу в цене, имеют примерно одинаковый уровень качества. (Кстати в категории таких микрофонов есть один бюджетный вариант – это Behringer Xm8500 (20$). У него будет не такой качественный звук, как у микрофонов выше, но в случае ограниченных финансов подойдет.)

Другой тип подключения микрофонов – это микрофоны, которые соединяются через специальный XLR кабель и чтобы подключить их к компьютеру нужно специальное устройство – звуковая карта (например, BEHRINGER Audio Interface за 40$). Либо можно купить записывающее устройство (типа Zoom H4 за 280$) и подключать микрофоны туда. Популярные подкастерские микрофоны такого плана – это SHURE SM58 (100$), AUDIO-TECHNICA AT2020 (160$), BLUE SPARK BLACKOUT (200$), RODE PROCASTER (230$).

Сохраните эту картинку к себе на Pinterest, чтобы вернуться к статье позднее

Как записываем подкаст мы?

Начиная с 25 выпуска мой голос в подкасте Давай Поговорим записывается Samson Q2U за 60 долларов. Он подключается через USB к компьютеру и это самый оптимальный недорогой вариант микрофона. На Амазоне он шел в комплекте с маленьким штативчиком, что удобно, если не хотите покупать отдельный штатив. Что касается Самсона — это динамический микрофон и это значит, что когда вы записываетесь дома, вам не страшны шумы за окном на улице, микрофон не будет выхватывать эти звуки, а выхватит только ваш голос. Это удобно для того, чтобы не было лишних фоновых шумов в записи.  Если я бы сейчас апгрейдила бы микрофон, я бы взяла Shure SM58 (100 долларов) — это очень популярный микрофон у подкастеров и это в принципе профессиональный микрофон для записи голоса. Но его нельзя подключить напрямую к USB и надо будет покупать отдельный аудио-интерфейс. Поэтому я пока отложила этот вариант, чтобы не усложнять себе задачу.

Направленность микрофонов

Про микрофоны еще скажу, что они бывают разного типа: например динамические или конденсаторные. А еще они бывают разной направленности. Например, кардиодные — это направленные микрофоны; то есть они выхывают звук только в одном направлении, например звук того, что сидит перед микрофоном, все, что находится позади микрофона не будут попадать в кадр или будет попадать почти неслышно, в отличие от голоса. (Про направленность подробнне объяснено по ссылке)

Начинающему подкастеру вдаваться в этим подробности в самом начале не обязательно, запомните следующую важную информацию: если вы записываетесь в обычной комнате (а не в оборудованной шумоизолированной студии), то вам лучше выбирать динамический кардиодный микрофон. Такие микрофоны не сильно выхватывают фоновые шумы. (Самсон как раз из таких микрофонов). В противовес им — конденсаторные микрофоны, которые подходят только для звукоизолированных помещений, иначе все фоновые шумы тоже будут в записи. 

Кстати, хороший материал по микрофонам в дополнению вышесказанному есть здесь (на англ) и тут (на русском)

Надо ли покупать дорогой профессиональный микрофон?

Покупать такой микрофон не нужно, но я расскажу о них коротко, чтобы вы просто представляли, что такое тоже есть. Ну или вдруг у вас случайно будут гореть лишние 500 долларов :-)))

На эти микрофоны записываются многие крутые англоязычные подкасты: SHURE SM7B, RODE NT2A, HEIL PR-40. Эти микрофоны тоже подключаются через специальный XLR кабель и аудио-интерфейс, плюс им может быть нужно фантомное питание, специальный микшер итд.

Кроме того более дорогой микрофон не гарантирует лучшее качество звука, так как помимо микрофона еще важно умение человека говорить на микрофон, правильное размещение микрофона относительно рта и специально оборудованная студия со звукоизоляцией. Если такой студии нет, то деньги потраченные на супер дорогой микрофон будут потрачены зря :-)

Аксессуары для записи на микрофон

Аксессуары для записи

Все эти аксессуары нужны для улучшения звучания и удобства использования микрофона во время записи. На двух картинках, что выше, можно как раз посмотреть, как эти аксессуары выглядят в деле.

Штатив или специальная стойка в виде плеча (пантограф), которая крепится на край стола. Пантограф лучше штатива, так как мы можете разместить микрофон максимально близко ко рту говорящего, так как если динамический микрофон стоит сильно далеко, то звук будет тихий и глухой. Я заказывала себе пантограф на Алиэкспрессе и он стоил около 10$. 

В идеале еще купить специальное крепление для микрофона “паук”, чтобы микрофон мягко размещался на штативе. Паук нужен вот для чего: если говорящий заденет штатив или столу (например, поставит  чашку), то вибрация громким звуком будет отдаваться через штатив в микрофон, паук же смягчает (аммортизирует) эти моменты.

(Если у вас петличка, то штатив и паук вам не нужны)

Еще можно купить поп-фильтр  – это такой паралоновый круг, который на мягком ножке крепится перед микрофоном. На самой заглавной картинке статьи он расположен между ртом говорящего и микрофоном. Бывают еще паралоновые поп-фильтры, которые одеваются прямо на микрофон. Поп-фильтр нужен для того, чтобы смягчать взрывные звуки и резкие выдохи. Кстати, микрофон Samson идет с поп-фильтром в комплекте.

Если вы вдруг записываетесь на улице (что не самая лучшая идея, но вдруг), то вам понадобится меховая насадка от ветра. Он называется dead cat или windmuff. 

Записывать подкаст нужно в несколько дорожек и на отдельные микрофоны

Но если у вас интервью или разговорный подкаст с несколькими участниками, то по правилам вам нужен микрофон для каждого выступающего. Более того, вам нужно голос каждого участника записывать на отдельную аудиодорожку (скажем так: а-ля в отдельный файл). 

Зачем нужно несколько микрофонов и запись в несколько дорожек? Представьте ситуацию, что все участники говорят с разной громкостью. Слушать такой разговор в дальнейшем некомфортно: если сделать погромче, чтобы слышать самого тихого участника, голос самого громкого будет резать вам ухо. Чтобы решить эту проблему на монтаже можно выровнять громкость разных дорожек. Если все писалось на один микрофон или в одну дорожку, делать это придется вручную и это может занять очень много времени. 

Вторая проблема, более насущная – это ненужные шумы. Например, пока один человек говорил, второй громко чихнул, ерзал на стуле или громко отхлебывал чай. Такие звуки иногда можно очень громко отдаваться в микрофон и заглушать голос говорящего. Если все пишется в одну аудиодорожку, вы ничего не сможете с этим сделать. Если же вы пишитесь в несколько дорожек, пока один человек говорит, дорожку другого человека в этом месте можно заглушить вообще, тогда все звуки, которые он издает не отобразятся в конечном подкасте.

Как записывать в несколько дорожек? Допустим вы записываете вживую разговорное шоу с другом или интервью.

Если у вас петлички, то каждый втыкает ее в свой телефон и ведет отдельную запись (потом на монтаже все сводится вместе). Кстати, если вы используете сдвоенную петличку, о которой я упоминала выше, то на выходе будет только одна дорожка.

Если у вас два USB-микрофона, то самый простой вариант – каждый из вас втыкает свой микрофон в свой компьютер и записывает свой файл отдельно. Если подключить два USB-микрофона в один компьютер напрямую, то большинство программ не распознают разные микрофоны в одной программе. Есть, правда, лайфхак, запустить параллельно два приложения, например, Audacity и GarageBand и в каждом выбрать свой микрофон и включить запись. Правда, проэкспериментируйте заранее, чтобы эти программы не конфликтовали друг с другом. Второй вариант, вам надо будет установить дополнительные программы, подробнее об этом рассказано в этом видео (на английском).

Если у вас несколько человек записываются в одной студии, то по идее вам надо покупать специальный микшер, в который будут подключаться все микрофоны, а сам микшер будет подключаться к компьютеру. Либо как альтернатива – аудио рекордер типа Zoom H4, о котором я уже упоминала выше.

Если бюджет/ситуация не позволяет несколько микрофонов

Если у вас нет возможности писать на несколько микрофонов, вам надо добиться того, чтобы в помещении была идеальная тишина, ведущие подкаста друг друга не перебивали и вообще вели себя очень тихо, а если кто-то чихнул или сделал громкий звук, лучше переговорить это место (чтобы “плохую” версию потом вырезать на монтаже).

Если вы пишите все в один USB-микрофон, то вам надо дружно скучиваться вокруг микрофона так, чтобы все находились на одном расстоянии от микрофона. (Иначе у всех будет разная громкость). Говорить тоже придется с одной и той же громкостью, ну и конечно же помнить про громкие звуки.

Кстати, не на каждый микрофон можно будет записываться “толпой”. Если микрофон кардиодного типа (направленный), то он записывает только тот звук, который впереди микрофона, а следовательно, того кто говорит в микрофон, будет хорошо слышно, а люди по бокам не будут слышны. Такой микрофон вам не подойдут. Плюс некоторые микрофоны хорошо слышны только, если они близко от рта, что тоже осложняет задачу “скучиться дружно вокруг микрофона”.

Для записи нескольких человек на микрофон нужно выбирать всенаправленный микрофон (omnidirectional). Либо, если это интервью двоих человек, то можно выбратьнаправленность “восьмерка”, слышно того кто перед микрофоном и кто позади, но не слышно шумов по бокам – как раз вариант для интервью. Из описанных выше микрофонов подойдет только Blue Yeti, так как там можно менять профиль направленности. 

В общем, запись на один микрофон нескольких человек идея не очень хорошая. Но если вы только пробуете себя в подкастинге или делаете аудиоблог “для себя”, то на первое такой вариант подойдет, так многие в общем-то и начинают. В принципе все интервью, которые я в свое время делала на youtube-канале Балиблоггер я записывала на один микрофон. Тогда я особо ничего не знала про правильную запись аудио и делала как могла :-) Ведь главное сделать хоть как-то, чем не сделать только потому, что не смог найти правильный микрофон.

Как записать и смонтировать подкаст

Как записывается аудио для подкаста

В зависимости от того, сколько участников записи и делается ли она вживую или нет, будет отличаться, как вы будете записываться.

Самый простой вариант, если вы пишите только себя. Тогда берите USB-микрофон, подключайте его в компьютер и записывайте в программу для записи аудио. Если у вас петличка, то можно писать прямо в телефон. 

Для компьютера можно скачать бесплатную программу Audacity. Она ставится и на макбук и на винду и на линукс. В этой же программе вы потом сможете делать монтаж. Так поступаем я, когда пишу свой голос для подкаста. 

Альтернатива для макбука – это программа GarageBand, которая уже предустановлена на все маки. В ней тоже потом можно монтировать.

Важно! Когда вы подключили микрофон и открыли программу, в настройках надо выбрать нужный вам микрофон. Некоторые программы (типа Audacity) очень капризны и вначале надо подключить микрофон, а потом включать программу, иначе она не увидит микрофон в настройках. В Адасити микрофон выбирается прямо на главной панели, вы увидите выпадающий список напротив иконки микрофона. В Garageband микрофон можно выбрать в нижней части экрана, это называется Input.

Если вы пишите на телефон, то можно поставить программу Easy Voice Recorder (4$) или любую другую. Обратите внимание на то, чтобы программа 1) поддерживала внешний микрофон 2) не ограничивала длину записи 3) позволяла выставлять разные настройки записи и выбирать формат (вам нужен mp3, mono, 128 kb) 4) Позволяла быстро выгрузить файл в облако или куда-то еще. У меня на Андроиде стоит платная версия этой программы и она позволяет выгружать файл в Google Drive.

Еще один вариант для записи – это подключать микрофон в записывающее устройство, минуя компьютер или телефон; то есть устройство работает автономно. Самые популярные бренды таких рекордеров – это Tascam и Zoom, в зависимости от стоимости они могут записывать от двух до четырех дорожек (микрофонов).  Например, в Zoom H1 (110$)  можно включить один микрофон (через аудиоджек), а в Zoom H4 (250$) – четыре дорожки (через XLR провод). Такие рекордеры удобны своей автономностью и мобильностью, но менее бюджеты, чем просто записывать в компьютер или телефон.


Отдельно скажу про подкастный сервис Anchor – это практически подкаст под ключ. Это мобильное приложение позволяет записывать и публиковать подкаст прямо с телефона. Если вы делаете соло-подкаст или даже подкаст с другом, не хотите пользоваться компьютером для записи и монтажа, не хотите в принципе заморачиваться и хотите, чтобы все было максимально быстро и просто, и главное с телефона, то Анкор – это ваш вариант.

Программа есть только на английском и она ставится на телефон к вам (или еще и к тому, кто будет вашим со-ведущим подкаста). Через анкор вы можете созваниваться, звонок пишется автоматически и по сути это похоже на созвон через мессенджер. Там же в приложении на телефоне можно сделать минимальный монтаж: например обрезать начало или конец, добавить джингл (музыку вначале подкаста) итд. Опубликовать подкаст через Anchor тоже очень легко.

Главный минус Анкора в том, что там нельзя делать серьезный монтаж подкаста и как-то улучшать звук (например, убирать фоновые шумы, увеличивать звук итп). Также, поскольку приложение бесплатное, Анкор имеет право размещать внутри вашего подкаста свою рекламу. Русскоязычного рынка это может не скоро коснуться, но если Анкор выйдет на русский рынок, ситуация может измениться. Помимо этого вы особо не видите статистике и не можете особо управлять вашим подкастом. А еще в правилах Анкора написано, что публикуя подкаст, вы передаете им все права на использование ваших материалов, то есть вы больше не обладаете эксклюзивным авторским правом по отношению к своему подкасту. 

Вывод: если вы делаете ваш подкаст как хобби и не хотите заморачиваться, то попробуйте Anchor. Если вы планируете делать серьезный продукт, который когда-нибудь потенциально будет искать рекламодателей, лучше сразу делать все нормально.

Как монтировать аудио для подкаста

Что важно знать для качественной записи аудио:

Для записи подкаста помимо микрофона вам еще неплохо иметь хорошие наушники, так, чтобы вы слышали голос вашего собеседника только в наушниках и его голос не записывался на вашу дорожку / в ваш микрофон.

Если у вас нет специально оборудованной студии под запись подкаста, то лучше выбрать динамический микрофон или петличку. Конденсаторные микрофоны или звуковые рекордеры (типа Zoom H1) пишут не только голос, но и вообще все звуки вокруг. Может получится слишком шумная запись.

В помещении, где вы пишите звук должно быть тихо. Если вы планируете записываться в кафе или в шумных местах, то это плохая идея. Как вариант вас может спасти дорогая качественная петличка-микрофон (она фокусируется тот звук, что совсем рядом) или дорогой суперкардиодный микрофон (такой микрофон пишет только звук спереди и вы направляете его микрофон ровно на говорящего человека и располагаете его очень близко ко рту говорящего). Но если вы выберете неправильный микрофон велик риск, что запись получится шумная. Так что заранее продумывайте помещение и время для записи без лишних шумов.

Чем меньше помещение, тем это лучше – нет эха и звук не отражается странным образом. Если в помещении есть ковры на стенах или много мягких предметов (мягкая мебель), то это улучшает качество звука, так как он мягко поглощается предметами. Например, некоторые начинающие подкастеры записываются в кладовке или в гардеробной, одежда на вешалках “смягчает” звук.

Расположение микрофона относительно вашего рта имеет значение. Микрофон слишком далеко – звук будет глухой и далекий. Более близкое расположение рта к микрофону дает более четкий звук. Но если вы слишком близко, то на некоторых (особенно дешевых) микрофонах звук получится взрывной и будет резать ухо (или будет слышно дыхание). Угол атаки микрофона тоже может влиять на то, как звучит вас голос. Например, как записываются взрывные звуки на буквах “п” и “б” и свистящие звуки, когда много “с”, “щ” итп. 

Единого правила нет и разные микрофоны надо размещать по-разному. Вам придется экспериментировать. Кстати запись с помощью стойки-пантографа лучше, чем с помощью штатива, стоящего на столе. (Если вы используете штатив на столе, то лучше на стол и под штатив постелить сложенное полотенце, так звук будет “мягче”).

Хорошая статья про расположение микрофона во время записи

Лучше всего записывать голос стоя или сидя ровно, так более правильное дыхание и правильно расправлена диафрагма. В лежащем состоянии на диване ваш голос будет звучать хуже. Тонкости по записи голоса в нескольких абзацах не расскажешь, стоит почитать статьи и посмотреть видео на эту тему. Можно поделать упражнения для развития сценической речи. Вот тут у меня собран плейлист по сценической речи

Удаленная запись подкаста

Если участники подкаста находятся в разных местах и вы записываетесь удаленно, то самый верный вариант – это каждый из участников записывает свой голос сам (в свой микрофон и на свой компьютер), а потом на монтаже эти файлы сводятся. Такой вариант идеален, если ведущие подкаста более ли менее постоянные.

Если вы планируете делать интервью или приглашать в подкаст разных гостей, то такой вариант не самый удачный. Гость может что-то напутать в настройках записи и вы потеряете весь материал. В этом варианте лучше вести запись на вашей стороне и вести запись через Skype или специальные программы/ сервисы для удаленной записи интервью. Можно и гостя попросить записать и в качестве подстраховки записать самому.

Мы первые 20 эпизодов писали именно через скайп, но пользовались специальной программой Ecamm Call Recorder for Skype (40$). Эта программа вроде как дает более высокое качество записи и, главное, позволяет писать каждого участника скайп-звонка в отдельную дорожку.

Как работает эта программа. Вам нужно на свой компьютер поставить эту программу. От гостя требуется просто иметь скайп. Вы созваниваетесь и программа ведет запись разговора. Дальше этот файл разбивается на две отдельные дорожки. Не забудьте в настройках скайпа выбрать ваш микрофон в audio/video settings.

Помимо скайпа есть разные другие сервисы записывать подкаст удаленно: Zencastr, Cast, Ringr, Zoom, Anchor App. (Для Zencastr в России понадобится VPN).

Если удаленные ведущие подкаста постоянные, то в случае удаленной записи лучше каждому из них записывать свой голос отдельно на свой компьютер и использовать skype call recorder для подстраховки.

Как монтировать подкаст в Audacity

Монтаж аудио для подкаста

Монтаж можно делать через одну из следующих программ: Audacity, Garage Band, Adobe Audition. Все кроме последней программы — бесплатные. Адасити можно поставить на любой компьютер, ГаражБенд идет в комплекте с любым макбуком. Адобе Аудишн — это профессиональная программа для работы со звуком, она стоит от 20$ в месяц.

Большинство подкастеров пользуется бесплатными программами, их более чем достаточно. Свои подкасты мы монтируем в программе Audacity. Туда можно добавлять несколько дорожек, как голосовых, так и музыкальных. Там можно использоваться разные плагины для улучшения звука. И там удобно монтировать, когда больше, чем одна дорожка. Если вы пишите соло-подкаст, то можно обойтись и GarageBand. Монтировать две дорожки, лично мне там не очень понравилось.

Монтаж подкаста состоит из нескольких этапов.

#1 Улучшаем качество аудио:

На первом вы улучшаете звук самих аудиодорожек, обычно для этого используются специальные плагины. В программе Audacity они уже идут в комплекте.

  • Noise Reduction (убирается фоновый шум — легкое шуршанье, которое есть почти в любом микрофоне, а чем микрофон дешевле, тем громче этот звук)
  • Compressor (звук внутри дорожки выравнивается по уровню, чтобы не получалось, что где-то cлова и звуки очень громко, а где-то тихо)
  • Normalize (увеличить звук дорожки, чтобы подкаст хорошо было слышно в метро и в шумных местах, и сравнять дорожки по громкости).

Дополнительно к этому можно использовать Limiter для обрезания слишком выбивающихся по уровню громкости звуков и Equalize для придания дорожкам немного другого звучания, например, можно сделать голос ярче и громче, либо наоборот глуше. Также иногда используется плагин De-esser, который убирает свистящие звуки (sibilance).

Мы в данный момент пользуемся только тремя первыми плагинами. На картинке выше приведены стандартные настройки для этих плагинов. Но лучше посмотреть обучающие видео по Audacity, чтобы понять как правильно пользоваться этими настройками, то вот плейлист с обучающими видео по этой программе. Кстати, есть сервис, с помощью которой можно автоматически выровнять громкость разных голосов внутри одной дорожки. Это Auphonic. Первые два часа аудио (в месяц) — бесплатно, если больше, то надо платить. Если у вас 30-минутный подкаст, который выходит раз в неделю, вам двух часов как раз хватит. Лайфхак: можно завести больше, чем один аккаунт :-)

#2 Чистим содержание аудио

На втором этапе монтажа аудио вы вырезаете из подкаста лишнее (например, если запись интервью длится полтора-два часа, но вам надо оставить только час), подчищаете огрехи (вырезаете лишние паузы, слова-паразиты итп), запикиваете ругательства.

Эта часть монтажа у всех подкастеров выглядит по-разному: кто-то вообще ничего не вырезает и выкладывает весь разговор «как есть», оставляя эканья-мэканья, паузы и слова-паразиты. Кто-то делает полную чистку. Чем тщательнее зачистка, тем больше времени уходит на монтаж. Например на монтаж 30-минутного ролика, в котором вы особо ничего не вырезаете, уйдет час-полтора. На супер тщательную зачистку, особенно если ведущие подкаста не профессиональные ведущие, может уйти и шесть часов и двенадцать :-)

Как поступить в вашем случае — решать вам. Моя точка зрения, что если вы воспринимаете свой проект серьезно и хотите широкую аудиторию, надо делать тщательный монтаж.

#3 Добавляем вступление и завершениеНа этом этапе мы можем добавить музыкальный джингл, вступление (интро) в котором мы рассказываем о чем наш подкаст и завершение (outro). Здесь вы можете поблагодарить слушателей, рассказать, как вас найти в соцсетях итд.

Чтобы определиться какое интро-аутро вы хотите в свой подкаст, можно послушать ваши любимые подкасты и понять, какой формат подходит лично вам. В данный момент в нашем подкасте «Давай поговорим» мы не делаем какое-то стандартное повторяющееся интро/аутро. Интро у нас в принципе особо нет, а аутро мы каждый раз записываем вживую.

Выгружаем файл!

Выгружать финальный файл для подкастов нужно в формате mp3, звук mono (не стерео) и качество в битрейтах от 64kbps до 128kbps. Считается для подкастов, где только голос, вполне достаточно 96.

Сервисы для публикации подкастов

Размещение (хостинг) подкаста

После того, как вы потренировались записывать и монтировать несколько эпизодов, плюс заготовили несколько эпизодов наперед, пора разместить ваш в интернете и опубликовать его в подкастных сервисах.

Сервисы для публикации подкастов

Есть много разных сайтов, на которых вы можете размещать и публиковать свой подкаст. Почти все эти сайты платные и они хотят около 15$ в месяц. 

Самые популярные сервисы, которые также предоставляют дополнительные услуги вроде статистики и итд — это PodBean, Libsyn, Blubbry, Simplecast,  Castos. Еще подкасты часто выкладывают на Soundcloud, но там за те же деньги нет ни статистики, ни адекватного обновления информации (например, если вы впоследствии поменяете обложку (юзерпик) подкаста, она может не обновиться в itunes и разных подкастных приложениях). 

При выборе сервиса внимательно изучайте цены. Цена может меняться либо в зависимости от числа скачиваний либо от размера размещаемых файлов (выпусков) в месяц. В среднем файл часового выпуска весит около 50мб и вам надо 200-250мб в месяц. Если подкаст 20-30 минут, то в два раза меньше.

Бесплатным вариантом является Anchor, про который я уже писала выше, а также подкастное приложение Castbox, которое позволяет создать подкаст на базе их сервиса.

Все указанные выше сервисы англоязычные. Из русских сервисов есть PodFM (Он же Soundstream) и Podster.fmПо данным на май 2019 цены на эти подкаст сервисы такие (помесячная плата):

  • Blubbry: 12$ за 100мб / 20$ за 250мб (для часового еженедельного подкаста — второй вариант) — статистика включена
  • Libsyn: 7$ за 50 мб / 15$ за 250мб (для часового еженедельного подкаста — второй вариант) — статистика включена
  • PodBean: бесплатно до 5 часов в месяц и 100gb трафика, нет подробно статистики / 14$ в месяц unlimited
  • SimpleCast: 15$ лимит до 20,000 загрузок / 35$ за 50,000 загрузок / 85$ за 125,000 загрузок
  • Castos: 19$ unlimited
  • Soundcloud: первые 3 часа бесплатно / 16$ unlimited
  • Podster.fm: 290 рублей

Наш подкаст в данный момент публикуется через Blubbry c помощью их бесплатного плагина для Вордпресс (об этом ниже).  Lybsin тоже неплохой сервис, так у него даже лучше цена и тоже есть подробная статистика. Оба сервиса имеют немного убогий интерфейс, но в целом работают исправно. Самый симпатичный и продвинутый интерфейс у Castos и SimpleCast, но у последнего лимиты по загрузкам и если ваш подкаст планирует расти, вы очень быстро будете вынуждены платить много.

Регистрация на этих сайтах несложная, вы вводите всю информацию про подкаст — название, описание, картинку (подробнее об этом будет ниже), а потом все для первого выпуска: mp3 файл, название выпуска, описание (show notes) и так далее. 

Как пользоваться плагином PowerPress для создания подкаста на Blubbry

Размещение подкаста через WordPress

Если у вас есть свой блог на WordPress (или вы знаете, как его сделать), то вы можете публиковать свой подкаст прямо у себя на сайте. Делать это можно с помощью плагина PowerPress plugin (от сервиса Blubrry) или Seriously Simple Podcasting (Castos). 

Именно с помощью PowerPress plugin мы публикуем свой подкаст на сайте pogovorim.stellav.ru — это позволяет нам иметь свой дизайн сайта и размещать там разную другую информацию тоже, помимо подкаста. Плагин бесплатный для использования, так что платить за сервис не обязательно. Мы, правда, с некоторых пор платим отдельно за статистику (5$ в месяц). Как работает этот плагин: Вы создаете рубрику в своем вордпресс-блоге, где будут храниться выпуски подкаста. Например, у нас это рубрика /podcasts. Дальше вы делаете обычный пост в блог. Названием и show notes (описанием) подкастного эпизода будут название и текст поста.  Далее вы выбираете рубрику /podcasts и прописываете в специальном окошке (см. картинку выше) настройки подкаста и подгружаете mp3 файл. Публикуете пост и начало вашему подкасту положено.

Вариант с Вордпрессом получается более дешевым, особенно если у вас уже есть свой собственный сайт или хостинг. Обычно хостинг стоит не больше 10$ в месяц

Регистрация нового подкаста 

Чтобы ваш подкаст появился во всех подкастных приложениях, его мало просто выложить на подкастный сервис и к вам на сайт. Его надо зарегистрировать в Apple Podcasts. Делаете это один раз, после этого все мобильные подкастные приложения (Castbox, Pocket Casts, Overcast итп) будут автоматически подтягивать ваш подкаст. Самая регистрация очень простая.

Сервисы, на которые регистрировать подкаст приходится вручную — это Spotify, Яндекс-Музыка, Букмейт и ВК. Вконтакте это вообще отдельная история, чтобы добавиться туда в подкасты, надо пройти отбор. Плюс у вас должен быть в наличии паблик для вашего подкаста. Отправить заявку надо по ссылке выше в Общество разговорного жанра. Если вас утвердят, то загружать подкастные выпуски тоже придется вручную. Тогда как все остальные сервисы будут подтягивать ваши выпуски автоматически.

Для надежности, можно еще добавить подкаст в Google Podcasts / Google Music.

Как пользоваться сервисом Blubbry Podcasting

Как зарегистрировать новый подкаст в Apple Podcasts (Itunes)

#1 Для регистрации вашего подкаста вам нужно иметь один опубликованный выпуск и знать ваш RSS-feed (Podcast Feed URL)  — это по сути адрес вашего подкаста. Адрес присваивается вашим подкастным сервисом. Например, мы пользуемся плагином Blubbry Powerpress и адрес RSS го видно в настройках Blubbry в нашем Вордпрессе-блоге (как на картинке выше).

#2 Вы идете по адресу https://itunesconnect.apple.com и логинитесь со своего Apple ID. Если у вас макбук или айфон, то это тот логин, через который вы покупаете приложения и делаете синхронизацию. Либо вы можете создать новый Apple ID.

#2 Кликаете на Podcast Connect (или My Podcasts) и вводите RSS-feed вашего подкаста. Жмете кнопку Validate. Если адрес правильный, вы видите информацию о своем подкасте. Если там что-то не так, то надо исправлять все в вашем подкастинговом хостинге. и пО том, какой адрес вашего RSS-feed (или Podcast Feed URL) вам скажет сервис, через который вы публикуете подкаст. Например, 

Кстати, некоторые сервисы (вроде Anchor или Simplecast) могут за вас отправить всю информацию для регистрации подкаста в Apple iTunes.

Через пару-тройку дней к вам придет письмо счастья от Apple, где вам сообщат, что ваш подкаст утвердили. Идите во все возможные мобильные приложения (Apple Подкасты, Castbox, Overcast, Pocket casts, Google Подкасты итп), чтобы проверить что ваш подкаст там отображается, причем отображается правильно.

После этого вы можете рассказывать о своем подкасте друзьям и знакомым и выкладывать новые выпуски через выбранный вами сервис публикации подкастов, о которых я писала чуть выше.

Как публиковать подкаст

Жанр, формат и тематика

С технической стороной мы покончили, пора поговорить о самом главном.

Мы все по разным причинам приходим в подкастинг, но одного желания вести подкаст мало, в идеале, чтобы у этого подкаста нашлись потенциальные слушатели. Поэтому хорошо продумать жанр и формат своего будущего подкаста, и выбрать какую-то интересную тематику — это то, на что стоит потратить время.

Для начала, давайте разберемся какие есть форматы подкасты / жанры:

Подкаст-соло / шоу одного человека / аудиоблог — по сути это ваш аудиодневник или ваш аудиоблог, хороший пример — это подкаст Эмоциональный Интеллигент или подкаст Обмозгуем. С таким подкастами важно, чтобы вам хватило тем надолго, чтобы темы были интересные и слушателям не становилось скучно и однообразно.

Подкасты-интервью — вы приглашаете интересных гостей и берете интервью. Примеры: подкаст Будет сделано, Моя история Твоя История, Читатель, Тревелтайм, Критмышь. Подкастов-интервью очень много и среди них сложно выделиться, заранее подумайте о том, в чем фишка именно вашего подкаста. Может быть какая-то узкая тематика или что-то еще. Необычные интересные гости тоже может быть фишкой. (Правда, если ваши гости повторяются в других подкастах, это не очень хорошо для вашего брендинга).

Разговорные подкасты — у подкаста несколько участников и они обсуждают разные темы, в таком формате выходит наш с Аней подкаст «Давай Поговорим»; другие примеры разговорных подкастов: Норм, Пироги, Эллина и Марго. Таких подкастов тоже очень много и их сложно продвигать. В предыдущем формате подкаст часто продвигается за счет гостей, если у тех уже есть своя аудитория. Разговорный подкаст должен либо обсуждать интересные темы, либо быть тематическим, либо иметь интересную подачу. Иначе никто не подпишется на очередной двадцатый разговорный подкаст.

Новостные подкасты и документальные подкасты — их не очень много и часто они в принципе тоже являются разговорными, сюда относятся подкасты от разных сми, например разные спортивные (Звуки футбола) или подкасты Медузы «Текст недели».

Подкасты-лекции — например, подкаст Арзамас или Постнаука, а также подкаст HobbyTalks. Если у вас много информации по какому-то вопросу, то донесение ее через подкаст идеальный вариант.

Подкаст-сериал / Подкаст-история / Нарративный подкаст  — это подкасты, в которых от выпуска к выпуску рассказывается какая-то история. Примеры таких подкастов: Заварили бизнес, Жизнь человека, Летчицы. А еще мой подкаст «Время Перемен».

Тематика подкаста

Выпуская свой подкаст и наблюдая за другими, я поняла, что у подкаста обязательно должна быть четкая тематика. Она может быть достаточно узкой или наоборот очень широкой, но развивать подкаст без тематики, особенно с ростом конкуренции, очень сложно.

Представьте, что потенциальный слушатель обнаруживает, что появился очередной подкаст интервью с людьми из разных областей или еще один разговорный подкаст в духе «друзья встретились на кухне обсудить интересующие их вопросы». Без какой-то тематики слушателю сложно понять, будут ли ему интересны эти подкасты. Но если они видит, что это подкаст про Фитнес и ЗОЖ, то он понимает: о, это мое или нет, мне это не интересно. Многие считают, что не выбирая тему, ты открываешь двери для более широкой аудитории, но по факту, ты очень распыляешься. 

Еще один плюс тематических подкастов, что если выбрать правильную нишу, вы будете там единственным игроком и все внимание будет направлено на вас. Вместо того, чтобы конкурировать с двадцатым подкастом «разговор друзей на разные темы».

Когда мы запускали свой подкаст, мы особо не думали про тематику, у нас как раз был формат «мы говорим о том, что нам интересно». Но постепенно мы хотя бы сформулировали для себя фишку: мы не просто осбуждаем все, что к нам приходит в голову. Мы обсуждаем темы и делимся опытом, как саморазвиваться и самообразовываться, в частности через книги. Поэтому наши подкасты не просто разговорные, они в каком-то смысле образовательно-просветительские. В этом смысле, у нас очень широкая тематика саморазвития, но как минимум есть четкий формат и понятная уникальность. Нам повезло, что мы были одни из немногих в этой области, поэтому нам не надо было конкурировать за внимание слушателей, но если будут появляться новые подкаста такого же плана как наш, им будет сложнее завоевывать свою аудиторию. Потому что нормальный человек вряд ли станет слушать несколько похожих по сути подкастов.

И как человек, давно слушающий подкасты, скажу так: я перестала подписываться на очередные подкасты интервью или разговорные общего характера, зато ни один новый тематический подкаст я не пропускаю.

Поэтому, если бы я сейчас запускала бы какой-то новый подкаст, я бы выбрала более конкретную тему. Идеи хороших тематических подкастов: Книжный базар (про худ литературу), Пес его знает (как воспитывать собак), По душам (про психологию), Так вышло (обсуждение спорных этических вопросов), Это развве секс (про секс, отношения и гендеры), Сядь Подыши (медитации), Кофе как два пальца (про кофе), Что доктор прописал (подкаст от врачей про здоровье).

Фишка подкаста

Помимо тематики и жанра, неплохо подумать над какой-то необычной подачей подкаста, которая может стать фишкой, из-за которой люди захотят слушать этот подкаст. Интересная тематика или ниша — это часть фишки, но еще етсь такой момент как необычный подход к этой теме. 

Например, подкаст Искусство для пацанчиков объясняет про искусство очень простыми словами, не просто понятными любому, но еще интересными людям за пределами искусства. Подкаст «Ну, па-ап» с одной стороны разговорный, но это разговор взрослой дочери и отца, которые обсуждают современные технологи, слушать диалог разных поколений очень интересно. Подкаст Собака съела дневник — это подкаст, который ведут школьники и в этом тоже есть определенная фишка, в итоге из любопытства этот подкаст слушают даже люди без детей :-) Подкаст Beats & Chords — это подкаст про музыку, в каждом новом выпуске приглашенные музыканты рассказывают про какой-то свой синл, как он появился и тп.

Перед запуском своего подкаста обязательно поиследуйте, какие уже есть похожие подкасты — по формату или тематике — особенно обратите внимание на новые. Нет смысла быть копией уже существующего подкаста, попробуйте сделать что-нибудь новое — в плане подачи, формата или тематики.

О том, какие бывают подкасты и как выбирать нишу я также говорила в видео ниже:

Длительность и регулярность подкаста

Золотой стандарт индустрии — это подкаст в районе 45 минут, который выходит раз в неделю. При этом есть подкасты более короткие (например, по 25 минут) или наоборот длиннее даже по часу-полтора-два.

Люди слушают подкасты в дороге (а это обычно занимает около часа) или когда занимаются спортом/домашними делами итп. Слишком короткие подкасты неудобны, ты еще до работы не доехал, а подкаст уже закончился :-)

Как выбрать идеальное время для своего подкаста? Все зависит от того, насколько у вас много интересного материала. Если вам есть что интересного рассказывать целый час — рассказывайте. Специально развозить разговоры на час, если информации на 20 минут не стоит :-)

Так же на длительность подкаста влияет формат. Разговорные и интервью — если хороший контент — легко можно слушать час. Соло-подкасты сложно бывает слушать так долго, для них 20-30 минут более удачный выбор.

Посмотрите, какой длины те подкасты, которые нравятся вам. Если вам подходит их длина, возьмите это себе на заметку.

Главное помните: какую бы длительность вы не выбрали, лучше придерживаться этой длительности во всех выпусках. Слушатели не всегда любят, когда один выпуск 20 минут, а следующий полтора часа, так как запуская ваш подкаст, у них уже есть сложившееся ожидание, как долго будет длиться ваш выпуск.

Также исходите из того, что чем длиннее подкаст, тем дольше его надо монтировать. Если у вас мало свободного времени или процесс монтажа выходит длинным, то не делайте длинные записи, попробуйте делать выпуски около 30-40 минут, или даже короче.

Большинство подкастов умирает не дойдя до отметки в 10 выпусков, потому что люди не рассчитывают свои силы верно. В этом случае лучше делать недлинные выпуски, но выходит регулярно и продержаться долго, чем выложиться на первых эпизодах, исчерпать темы для подкастов и забросить подкаст.

рейтинг itunes в подкастах

Брендинг и оформление подкаста

Название подкаста и его обложка (юзерпик) — это очень и очень важно. Потратьте время на то, чтобы сделать интересный яркий дизайн и придумать привлекающее и легко запоминаемое название. Если вам кажется, что главное контент, а название и какая-то картинка — это вторично, то вы очень сильно ошибаетесь. Подкастный мир так устроен, что часто решение слушать или не слушать новое шоу человек принимает импульсивно и часто эмоционально на уровне «о интересная картинка, интересно о чем там».

Когда я придумывала название и логотип для нашего подкаста я искала необычную картинку, которая привлечет внимание, когда человек будет листать каталог подкастов в приложении. Название краткое и лаконичное, и главное идеально отражает суть нашего подкаста: в нем мы просто очень много говорим на разные темы. (Мне даже кажется, что и картинка отражает нашу страсть поговорить :-)

Если вы уже выбрали нишу для своего подкаста, посмотрите, какие уже есть подкасты в этой области (и какие вообще есть подкасты на русском языке), чтобы избежать повторяющихся названий, схожих картинок и идей. Но давайте каждый пункт брендинга подкаста разберем отдельно

Подкаст Давай Поговорим

Как выбрать название подкаста?

У вас есть несколько путей:

  • подкаст может называться вашим именем (например, Tim Ferriss шоу или Шоу Кирилла Скобелева), такой вариант подойдет если вы публичная личность или эксперт, известный в своих кругах; если ни то, ни другое не про вас, то использовать имя скорее не такая хорошая идея
  • подкаст содержит какое-то выдуманное название (пример: Давай поговорим или Cобака съела дневник); это название не обязательно должно что-то значить или прям конкретно объяснять о чем подкаст, скорее оно должно на что-то намекать и в нем должна быть интрига; главное, чтобы название было уникальным и не слишком общим
  • В названии может быть отсылка к тематике подкаста, но это отсылка реализована не банально (например: SMM без котиков или Ивент-кухня.
  • если через подкаст вы планируете продвигать свой сервис/бизнес/продукт, то в названии подкаста можно использовать именно это название (пример: Инвитро)

Частые ошибки в выборе названия для подкаста

  1. Название очень неконкретное или очень общее. Примеры неудачных названий: подкаст о саморазвитии (слишком общо), или подкаст про маркетинг (и что? а чем он отличается от остального десятка подкастов про маркетинг) подкаст Кати и Леши (ни о чем, в редких случаях такое использование хорошая идея). Такие подкасты не очень запоминаются и вокруг них не всегда можно строить узнаваемый бренд. Хорошие названия: Это непросто, Заварили бизнес, Это разве секс, Это провал, ну и конечно же подкаст Давай Поговорим :)
  2. Название — это перечисление ключевых слов. Реальный пример: есть подкаст Никиты Маклахова, который все знаю как подкаст «Будет Сделано». Но почему-то в названии этого подкаста написано «Личная эффективность | Планирование | Привычки | Продуктивность». Когда люди ищут в поиске «Будет сделано» они ничего не находят. Запомнить вот то перечисление слов невозможно. К сожалению «хитрое SEO» в названии подкаста — это скорее провал, чем удачная идея. Кроме того Apple обещал в будущем наказывать подкасты, использующих перечисление ключевых слов в названии.
  3. Слишком длинное название, больше похоже на описание. Например: «Подкаст о том, как найти себя в этом сложном мире и не потерять себя и свое достоинство». Это название невозможно запомнить и поэтому его сложно будет искать по поиску. Плюс его сложно идентифицировать: если подкастов с такими длинными названиями будет много, люди будут путаться.
  4. Двойное и длинное название, когда это по сути два название или название + объяснение. Например: «Открываем мир — осознанная иммиграция». На самом деле это как будто бы два названия в одном. Достаточно оставить одно из названий, а про осознанную иммиграцию написать в описании подкаста. Либо наоборот, оставить Осознанную иммиграцию в названии — так как хорошее название из которого понятно, о чем подкаст. 
  5. Такое (или похожее) название уже есть. Например, сейчас есть два подкаста с названием «Так вышло». Совершенно непонятно, как так вышло :-) Кстати, подкасты с разными, но не сильно отличающимися названиями — это тоже плохо. Например «Подкаст от психологии», «Психологиякаст» «О Психологии»: как слушатели не запутаются какой подкаст о чем? Название должно быть уникальным, быстро запоминаться и быстро искаться в поиске.
  6. Заезженные названия. Например, сейчас есть три подкаста: «Давай по чесноку», «Давай поговорим» «Мы не договорили». У них у всех похожий разговорный формат. Если появится еще несколько подкастов в духе «Разговор по душам», «Мы хотим сказать», «Давайте обсудим» итп, то это уже будет перебор и в сознании потенциальных слушателей все эти подкасты будут сливаться в одну серую массу.
  7. Русскоязычные подкасты с английским названием. Есть исключения, когда это не очень плохо, но надо учитывать, что так вы отпугиваете потенциальную часть аудитории, которая решит, что раз название английское, то значит и подкаст на английском.  Если английское название прям очень оправдано (как, например, Am I Ghana Die, так как это игра слов), то это одно дело, но лучше быть осторожным с английскими названиями. Например, я приводила выше пример про подкаст «Открываем мир», раньше он назывался Open World. То, что его перевели — это правильно, потому что наличие англоязычного Open World совсем не оправдано и никакой дополнительной ценности не несет. Еще один пример с английским названием: есть классный подкаст Hobby Talks, но он на русском и мне кажется английское название совершенно не оправдано.
  8. Подкасты в названии которых содержатся разные небуквенные символы тоже опасная территория. Например, есть подкаст «Ну, па-ап!» (В названии есть кавычки). Это подкаст сложно искать в поиске, потому что надо вводить все, включая кавычки, запятую и дефис в паап. Это сложно запомнить. Используйте такое сложно написание только, если оно действительно оправдано. Например, в случае с этим подкастом я хотя бы убрала кавычки, чтобы не усложнять задачу совсем.

По идее, вы сможете в дальнейшем поменять/подкорректировать название, если возникнет такая необходимость. (Если только ваш сервис не запрещает это делать, например с SoundCloud могут возникнуть проблемы). Но вообще лучше сразу сделать адекватное название, ведь люди будут запоминать его и рассказывать о нем в своих соцсетях, когда вы переименуетесь, вас просто не смогут найти все будущие потенциальные слушатели.

Примеры обложек для подкаста

Дизайн обложки подкаста

Профильная картинка подкаста — она называется обложкой — нередко поважнее названия. Когда люди пролистывают топ-чарты подкастов в разных приложениях их может зацепить — или наоборот оттолкнуть — картинка, представляющая подкаст.

Картинка с ярким дизайном или интересной идеей может заставить человека кликнуть на подкаст просто из любопытства. Скучная, плохо отрисованная картинка может ассоциироваться с неинтересностью или непрофессиональностью подкаста. Перед тем, как садиться за обложку подкаста, полазайте по русскому и англоязычному каталогу подкастов и понабирайтесь идей и понимания, как обычно выглядят обложки для подкастов. Я обычно открываю на компьютере программу iTunes и с главной страницы подкастов нажимаю «Top Podcasts», дальше в правом верхнем углу выбираю разные категории и до бесконечности пролистываю вниз, просматривая все, что есть в каталоге, сохраняю интересные обложки в Evernote и потом использую их как референс того, что я хочу видеть в своей обложке. Я анализировала, какой подход в дизайне мне нравится, а какой нет и почему. Обращала внимание на цвета, размер названия и картинки итп. Так я работала над обложкой для своего нового подкаста. Если у вас уже есть картинка обложки, попробуйте в скриншот каталога подкастов вставить ее и посмотреть, как она будет смотреть на фоне остальных подкастов (особенно тех, с которыми вы конкурируете за одинаковую аудиторию). Иногда сама по отдельности обложка может смотреться хорошо, а мелко и на фоне других подкастов — не очень.

Какие могут быть направления по созданию дизайна обложки подкаста:

  • Ваша или любая другая фотография (примеры: шоу Кирилла Скобелева или Жизнь человека, «Ну, Па-ап!», Полка)
  • Иллюстрация  или клипарт из фотобанка (примеры: Это разве секс, Обмозгуем, Это провал, Пироги)
  • Коллаж (примеры: Так вышло, The Big Beard Theory)
  • Текст названия подкаста на каком-то фоне (примеры: Эллина и Марго, Редач.подкаст)
  • Логотип компании интересно обыгран в обложке (пример: Читатель) 

Помните, что подкасты в прямом смысле слова встречают по обложке. Дизайн сделанный на коленке, несовременный для вашей аудитории (например, совковый дизайн) может отпугнуть потенциального слушателя. Я понимаю, что не у всех есть доступ к дизайнерам и финансы заказать дизайн профессионально. Но тогда лучше сделать что-то простое — фото и сверху текст. Интересный фон + текст. Создать такую картинку можно через многочисленные приложения в телефоне, которые накладывают красивые тексты поверх картинок. Например, AppForType итд. Если вы хотите найти какой-нибудь клипарт, то есть сайты где можно скачать клипарт не нарушая авторских прав (фотостоки).

Ошибки, которые часто допускают в дизайне обложки

  1. Название отсутствует на обложке — это плохо. Всегда-всегда-всегда дублируйте название на обложке. Обложка откладывается в памяти людей и она должна отложиться с названием. Например, я приводила выше «Читатель» — им явно не хватает названия на обложке.
  2. Текст на картинке и название подкаста не совпадают. Например есть подкаст «Моя история Твоя история», но  на обложке написано «Lena Degtyar Podcast». Так как же называется подкаст? Если слушатели запомнят второе название, они не смогут ничего найти в поиске. Аналогичный пример я приводила с подкастом Никиты Маклахова, на обложке написано «Будет Сделано», а в названии написано что-то другое. Многие ищут по поиску «будет сделано» и ничего не находят.
  3. Помимо названия есть много лишнего мелкого текста. Обложка подкаста — это не рекламный модуль в газете, его никто не будет читать :-) Тем более, что внутри приложений обложки отображаются некрупно, мелкий текст все равно не рассмотреть и он только отвлекает от текста названия подкаста.
  4. Микрофон или наушники — главный элемент дизайна обложки. Очень многие размещают на обложку подкаста микрофон или наушники: вроде как логично, ведь микрофон ассоциируется с записью подкаста, но так можно сказать про все подкасты! В итоге когда человек листает каталог и видит очередную обложку с микрофоном, у него не появляется вообще никаких ассоциаций про этот подкаст и скорее всего он будет путать его с каким-нибудь таким же подкастом, где тоже есть микрофон 
  5. Главный визуальный элемент — это что-то очевидное для этой тематики, что используют все. Например, подкасты по психологии используют значок psi или медицинские подкасты ставят чашу со змеей. Помните о том, что если есть еще подкасты в этой тематике, то вам надо от них отличаться. Используя очевидный символ вы рискуете слиться с общей массой.

Описание подкаста

Немаловажная деталь — рассказать человеку, кликнувшему на ваш подкаст, что его ждет в этом шоу. Описание — это ваш шанс заинтересовать человека подписаться. Тем более, что в последнее время появляется все больше и больше подкастов, а значит у людей все меньше и меньше времени на то, чтобы просто прослушивать все подряд, решая, что им интересно. Кроме названия и картинки, многие ориентируются на описание.

Читая описание подкаста, человек должен сразу понять: о чем подкаст, какая у него узкая тематика и формат, какого плана это контент — образовательный или развлекательный; и чем он может быть интересен именно этому слушателю.

Как понять, что написать? Посмотрите, что пишут в описаниях другие подкастеры, особенно схожей тематики или схожего жанра. Читая эти тексты, спросите себя, вам интересно было бы такой подкаст слушать? Поймите, что в этих текстах помогает захотеть подписаться, а что кажется водой и лишней информацией.

Что важно помнить:

  • Слишком длинный текст никто не будет читать.
  • Слишком обтекаемый и общий текст — не заставит кликнуть и прослушать подкаста.
  • Огромное количество ссылок, ключевых слов ипр — это спам, который не привлекает послушать подкаст (плюс за это со временем будет наказывать Apple)

Вот несколько примеров кратких и емких описаний:

  • Медуза в курсе — Новостное шоу, в котором редакторы «Медузы» рассказывают про главные события недели — и обсуждают их с теми, кто знает об этих событиях лучше всех. Подкаст выходит каждую пятницу.
  • Эмоциональный интеллигент — Самопознание глазами психолога и никакого булшита.
  • Это провал — подкаст о ситуациях, в которых что-то пошло не так.
  • Полка — Редакторы и гости проекта «Полка» разговаривают о книгах, о жизни, о том, как они связаны, о приключениях идей, странностях истории и тщете всего сущего. Что делать? Кто виноват? Как найти покой в наши мрачные дни? Мы ищем ответы в том, что написано до нас и пишется сегодня.
  • Это Непросто — подкаст о поиске своего дела, своей профессии. О смелости и отваге, которая для этого требуется. А ещё о страхе, сложностях и сомнениях по пути.

Пример того, как выглядит описание для нашего с Аней подкаста. Оно не очень лаконичное, но зато отражает суть нашего подкаста. 

Откуда берется прокрастинация и можно ли ее побороть? Как экономить деньги и нужно ли это делать? Как выжить в этом мире человеку, у которого много хобби и постоянно меняются интересы? Как сон влияет на наш ум, здоровье и эмоциональное состояние? Что такое минимализм и расхламление и нужно ли нам это в нашей жизни? Стоит ли читать книги по саморазвитию?

Привет, мы Стелла и Аня и это наш подкаст “Давай поговорим”. В нем мы обсуждаем волнующие нас вопросы, делимся опытом и полезной информацией, а также рассказываем о книгах, где об этом можно почитать.

Оформление эпизодов

Вслед за описанием еще один шанс для будущего слушателя узнать, о чем ваш подкаст — это просмотреть список уже вышедших выпусков. По названиям он так же может решить, какой выпуск послушать ради теста. Также эти эпизоды могут отображаться в поиске в некоторых приложениях, а значит кто-то может прийти в ваше подкаст из-за тем, которые вы поднимаете в подкасте.

Поэтому названия для выпусков должны быть обязательно. Просто ставить номера или писать «выпуск первый» — это делать все для того, чтобы ваш подкаст никогда не обнаружили или не стали слушать  :-)

Названия эпизодов должны отражать суть того, о чем там будет говориться. Бывают, что названия звучат круто — для заманивания человека в подкаст, но потом заявленная тема не раскрывается в подкасте. Слушатели такого не любят и могу уйти из подкаста. 

Помимо названия от вас еще требуется делать описание для эпизода (оно же называется show notes). Насколько оно должно быть подробным — это ваше дело, многие подкастеры вообще ничего не пишут в описании. Но это скорее муветон.

Зачем вам нужно что-то писать в описание и что именно писать?

  • Краткое содержание разговора — одним или двумя абзацами перечислите то, о чем вы говорите в эпизоде. Это поможет человеку, сомневающемуся слушать или нет, принять решение
  • Таймкод — если у вас длинный выпуск и вы затрагиваете разные темы, укажите на какой минуте начинается новая тема, чтобы в случае если одна тема человеку не интересна, она знал, с какого момента слушать другую (кстати, можно даже сделать главы для удобного перелистывания)
  • Ссылки на все упомянутое в подкасте
  • Ссылки на ваш сайт / соцсети / патреон итп

Мы делаем очень подробные шоу ноутс для «Давай поговорим», посмотреть пример можно у нас на сайте, кликнув на разные выпуски.

Запуск и продвижение подкастов

Подкасты особо не продвигают сами себя. Если вы решили просто записывать аудио, кидать их в подкаст и надеетесь, что скоро аудитория придет к вам сама, то скорее всего так не случится.

В подкастах нет таких инструментов для продвижения, как например рекомендации и строка поиска на youtube. Подкастами неудобно делиться с друзьями в соцсетях, у них нет единой системы лайков и комментариев. Поэтому даже если вы делаете хороший подкаст, есть риск, что ваша потенциальная аудитория никогда не узнает.

Но даже если продвигать подкаст, аудитория все равно набирается медленно и постепенно. Поэтому наберитесь терпения, если вы ждете каких-то быстрых результатов, то подкастинг — это не то место, где их можно получить. Подкастинг скорее для себя и для души, для самовыражения и желания делиться информацией с другими.

Это интересно